Особенности женской практики йоги.

09 декабря

Женская практика вовсе не ограничивается расслабляющими асанами. Залог здоровья – это гармонично составленный комплекс. 
Современный подход йоги к женскому здоровью представляет собой комплексный взгляд на женщину с позиций современной медицины, аюрведы и многолетнего опыта преподавания реальным женщинам. Бесценный вклад в развитие метода внесла Гита Айенгар, дочь Б.К.С. Айенгара. Начав практиковать еще в детстве, болезненной девочкой, Гита полностью посвятила себя йоге и аюрведе, отказалась от создания семьи и фактически пожертвовала своей женской судьбой в общепринятом смысле, помогая другим женщинам адаптироваться к сложному миру йоги. Именно Гита настойчиво убеждала женщин следить за своим здоровьем, выстраивая занятия в зависимости от возраста и менструального цикла. 

Так что же такое здоровье и что такое болезнь? Как найти здоровую комбинацию между объективными понятиями и внутренним самоощущением? В «Хатха-йога прадипике» сказано, что болезни делятся на три типа: те, которые мы создаем себе сами, в своем теле и психике; наследст­венные, то есть те, что связаны с нашей судьбой и судьбой нашего рода, и общечеловеческие, например, результат воздействия плохой экологии или стихийного бедствия. С одной стороны, мы пожинаем плоды жизни своего рода и подвергаемся воздействию окружающей среды. А с другой – для здоровья недостаточно ни хорошей наследственности, ни свежего воздуха. Нужны наше разумное участие и самонаблюдение. В этом смысле практика асан должна быть такой, чтобы тело и ум «не заболели» ни сейчас, ни в будущем, а проблема, с которой вы пришли в класс, разрешилась или откорректировалась. Здоровье – сложный механизм, в котором должны взаимодействовать тело и ум, гармонично сочетаться три доши: вата, питта и капха, а также присутствовать постоянное внимание к реакции организма на практику, интуиция и элементарный здравый смысл. 

Многие молодые, здоровые женщины часами делают сложные асаны, забывая про практику перевернутых поз (которые регулируют гормональный баланс), мало едят и переживают по поводу своей личной жизни. Стихия ветра – вата – постепенно вытесняет две другие доши, и месячный цикл дает сбой. В результате годам к тридцати могут потребоваться долгая практика по специальным программам, участие гинеколога, эндокринолога и даже психотерапевта. Иногда гораздо полезнее для здоровья прийти в класс, будучи немного ограниченной в своих возможностях. Лично мне кажется более здоровой женщина лет 40–50 c первыми признаками гипертонии, которая регулярно измеряет кровяное давление и не стоит по 10 минут в Ширшасане, потому что так делают все в классе, а спокойно и с достоинством переходит к практике наклонов вперед. 

Есть и другая крайность – придирчивое внимание к себе, страх перед болезнями и постоянная усталость делают многих женщин все более пугливыми и одновременно ленивыми. Они бросают активную практику и постепенно переходят в вечных поклонниц Супта Баддха Конасаны и других асан в положении лежа, лишь иногда варьируя время нахождения в позах и виды вспомогательных материалов. И если вы узнали себя, проснитесь и поверьте в то, что можете быть здоровой и активной. Несмотря на тонкую, многогранную и глубоко индивидуальную природу каждой из нас, в целом для здоровья женщине нужна достаточно разнообразная практика. Позы лежа, сидя, стоя, наклоны вперед, прогибы назад, перевернутые асаны и даже балансы на руках можно сочетать в определенных пропорциях, чтобы получилась гармоничная, законченная программа, которая укрепит и раскроет ваше тело, даст энергию и стабилизирует состояние ума. Сочетание асан разных классов с обязательной практикой перевернутых поз идеально подходит для занятий в первой половине женского цикла – после завершения менструации и до овуляции, а также в период постменопаузы.

Особенности женской практики йоги.