Йога.Значение и История

20 ноября

   Йога. История и значение.                                        

SivaСлово «йога» образовано от санскритского корня «юдж» -«связывать», «соединять», а так же «направлять», «применять». Йога-это единство тела и ума, ума и души. Это одно из самых древних знаний. Йога была дана 5000 лет назад  до нашей эры на берегу реки Шивой своей супруге Парвати, мимо проплывала рыбка -мудрец Матсендра, который и перенял вместе с Парвати всю мудрость знаний и стал распространять его в мире.

Однако с течением времени эти знания были рассеяны и только 500 лет  до нашей эры на поле битвы при Карукшетре, уже Кришна передаёт знания о йоге своему преданному и другу Арджуне, в минуту его колебания: «воевать или нет», развеяв тем самым все его сомнения. Кришна говорит, что йога это единственный путь освобождения от страданий и горя:

                                           «Когда мысли поток, обуздан,
                                           пребывает лишь в Атмане, Партха, 
                                           когда муж успокоил желанья – он тогда            

                                           Именуется «йогин».                                                                                                       
                                           Когда йогин, мысль обуздавший, 
                                           сам себя укрепляет в йоге, 
                                           он подобен свече, чье пламя 
                                           не колеблется в месте без ветра.  
                                           там, где мысль, упражнением в йоге 
                                           остановленная, замирает, 
                                           там, где в Атмане радость находит 
                                           созерцающий Атманом Атман, 
                                           ибо там он познает то счастье, 
                                           что сверх чувств, одной мысли доступно
                                           запредельное, стоя в котором, 
                                           он от истины не уклонится, 
                                           пребывающий там не смутится 
                                           даже самой тяжелою скорбью; 
                                           ведь, достигнув той цели, не мнит он
                                           что-то высшее, лучшее встретить. 
                                           Состояние это есть йога,
                                           что оковы скорбей размыкает». 

                                                                                                                             ( Бхагават Гита)

 

Учение о йоге существовало долгие века, передаваясь от учителя к ученику… и лишь во 2-ом веке до нашей эры великий мудрец Патанджали записал знание о йоге в книге «Йога сутры» по этому йога также носит название Патанджали и аштанга ( от слова ашта- восемь), т.к. является восьмиуровневым знанием.

патанджали

 «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Это постоянный контроль над чувствами и умом называется йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений». (Катха Упанишаде)                                                                                 

 Вот эти восемь ступеней  йоги, последовательное освоение который позволит достигнуть  самадхи, состояние, где тело став храмом душе, не мешает душе слится воединое с Творцом                                                                        

Яма Пять нравственных принципов:      

 1) Ахимса –НЕНАСИЛИЕ Изгнание из своей души желания притеснения других живых существ и желания использовать их в корыстных целях. Результат- снятие внутреннего напряжения, и обретение гармонии в духовной практике.                                                                     

 2) Сатья- ОТКАЗ ОТ ЛЖИ. Благодаря тому, что человек перестанет лгать самому себе и окружающим, он сможет развить свои ментальные силы в такой степени, что произнесенное им сможет без труда воплотиться в реальность.                                                                                                                 

 3) Астея- освобождение человека от жадности и избавления от привязанности к собственным достижениям. Принимая идею не обладания тем, чего не заслуживаешь, находишь покой в своей душе и становишься удовлетворенным.                                                                                                                      

4) Брахмачарьи - Воздержание от чувственных страстей.                                          

 5) Апариграха-непринятие даров и благодеяний. Так как они несут в себе все пороки дарителя, в результате чего образуется кармический долг. Результат- избавление от горя утраты, от боязни и беспокойства о том, что тебе принадлежит.

Нияма развитие 5-и обязательных качеств характера:                                                                    

1)Шауча чистоплотность: чистота души (избавить свой ум от зависти, злости, похоти и прочих негативных эмоций).Чистота речи (избавить речь от осуждения, сквернословия и пустословия). Чистота тела, еды и дома.

2) Сантоши предполагает умение быть довольным, добродетельным к окружающим и благодарным за все. Непритязательность к тому, что происходит во внешнем мире. Стремиться развить себя духовно, при этом начав по другому относиться к материальным благам, считая, что у него их больше, чем нужно.

 3) Тапас предполагает полную отдачу в служении сделанному выбору, аскетизм и внутренний огонь. Результат- полный контроль над своими страстями, и умение доводить до конца абсолютно любое начатое дело, каким бы сложным оно не казалось, и стремление выполнять все как можно качественнее.

4) Свадхьяя-постижение собственной сущности. Изучение йогических трактатов, регулярное освоение новых мантр и их практика.

 5) Ишвара-Пранидхана -посвящение результатов своих стараний Богу, благодаря чему все материальное, что ценно для практикующего, превращается в чувство любви к Всевышнему.

йога залив4

 Асана- устойчивая и комфортная позиция. При прекращении усилия и концентрации на бесконечности (йога сутра) это определенное статичное положение тела. Неподвижность и правильность выполнения - ключевые моменты в практике асан.  Как писал   Б.К.С. Айенгар  в «Йога Дипика. Прояснение йоги» Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Что путем практики в асанах приобретается ловкость, равновесие, выносливость и большая жизнеспособность. Однако это далеко не все, что может дать практика. Йогические позы помогают преодолеть двойственность между телом и сознанием, которые в результате начинают сосуществовать в гармонии. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. При правильной практике на весь организм оказывается уникальное гармонизирующее воздействие, нормализуется деятельность желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы, укрепляется нервная система, увеличивается приток кислорода ко всем тканям, мышцы становятся сильными, а тело – гибким. Позы, воздействуя на эфирное тело, устраняют блоки эфирной энергии и снимают неосознанные мышечные и нервные напряжения. Однако следует понимать, что Асаны – это не просто гимнастика. Но это лишь средство для достижения первостепенной цели – развития добродетелей и высокой нравственности. Совершенствование тела без духовного развития – абсурдно и лишено всякого смысла, поэтому только лишь при соблюдении пять Ям и Ниям практикующий Асаны и Пранаямы может достигнуть гармонии между телом и духом. В своем труде «Йога Дипика» Б.К.С. Айенгар упоминает, что Асаны иллюстрируют принцип эволюции. Некоторые позы получили свои названия в честь растений (врикша – дерево, лотос - падма) и насекомых (шалабха - саранча), другие – в честь водных животных (курма - черепаха), третьи – в честь птиц (куккута - петух), иные – в честь четвероногих (швана - собака). Не забыты легендарные герои и мудрецы (Вирабхадра, Хануман, Васиштха, Бхарадваджа), а также аватары и индуистские боги. В этом заключен глубокий   смысл – практикуя различные асаны, человек ощущает единство со всем миром, со всеми Божьими созданиями. Выполнение асан предполагает присутствие особого психического настроя, предельной концентрации на тех частях тела, на которые в данный момент оказывается воздействие. Развитие способности к непрерывному самоконтролю и осознанному вниманию приобретает особое значение на следующих ступенях Аштанга йоги. Позы подготавливают физическую оболочку, в первую очередь, для того, чтобы она была готова выдержать многочасовую практику Пранаямы, Дхараны и Дхьяны. Мудрец Сватмарама в знаменитом каноническом трактате «Хатха-йога Прадипика» пишет о том, что Шива дал 8400000, однако только 84 Асаны оказывают наибольшее воздействие на организм и подробно описаны, самые мощные из которых – Сиддхасана, Падмасана, Симхасана и Бхадрасана.

Пранаяма ритмичное дыхание

"Прана" переводится с санскрита как "Энергия жизни", а "Яма" означает "напряжение". Прана энергия, пронизывающая все живое во вселенной. Есть 8 методик, управления праной. Есть 4 стадии дыхания:                   1)Пурака, то есть вдох.

2) Кумбхакой-задержка дыхания после вдоха. В этот период времени энергия скапливается в определенном месте человеческого тела.

3) Речака-выдох. При выдохе сфокусированная Кумбахакой энергия направляется в места, которые предполагает выбранная разновидность дыхания.  

4) Шуньяка-задержка после выдоха. Вовремя нее происходит подготовка разума к приему новой порции энергии, которую должен принести вдох.     Патанджали не давал каких-то особых предписаний относительно техники Пранаямы, так как считал, что каждый человек сам определит для себя тот ритм дыхания, который является для него наиболее комфортным. Конечная цель Пранаямы — это полная остановка дыхания. Выполняя дыхательные техники, вы сможете привести в порядок свою нервную систему и улучшить адаптивные функции организма. Практика Пранаямы синхронизирует работу всего организма, наполняет его энергией, успокаивает ум. С помощью праноямы излечиваются большинство заболеваний организма, имеющих физиологическую природу. Снимаются блоки и решаются многие психологические проблемы (Ребёфинг). Известны такие методы праноямы, которые лечат даже психиатрические заболевания (Холотропное дыхание).

Пратьяхара- освобождение                                                                                                                                     

 Термин "Пратьяхара" на санскрите означает: отвлечение и собирание в себя. Она учит фокусироваться исключительно на объектах своего сознания, отрешаясь от всех внешних раздражителей, так как происходящее во внешнем мире провоцирует очень сильные эмоции, затмевающие импульсы души. Освоив Пратьяхару, человек становится хозяином собственных чувств. Практика Пратьяхары должна происходить постепенно. Заниматься лучше всего в отдельной комнате, в тишине, в удобной асане с закрытыми глазами и на голодный желудок. Потребуется отключить самое сильное своё чувство, далее побороть более слабые. Чем глубже погружаешься в процесс, тем сложнее продвигаться дальше. Но лишь взяв под контроль свои внутренние переживания и эмоции, вызванные раздражителями внешнего мира, можно почувствовать спокойствие и ощутить гармонию. Пратьяхара укрепляет силу воли и учит быстро входить в состояние транса.

Дхарана –концентрация                                                                                                                                                 

От слова "дхри"-"крепко удерживать", то есть полное поглощение разума одним объектом, а также способность ума концентрироваться в одной точке. Основное отличие Дхараны от других типов медитации заключается в том, что погруженный в трансовое состояние, фокусируется не на значении или форме объекта, а на его чувственном представлении. Познание Дхараны происходит на интуитивном уровне на основе заблаговременно полученных знаний и умений. Еже ли попытаться практиковать Дхарану, не освоив предыдущие ступени и без учителя, то могут овладеть сильные заблуждения, избавиться от которых очень сложно. Существует пять Дхаран, по количеству органов чувств. Выполняя Дхарану, возможны неприятные переживания, болезненные ощущения или странные видения-это свидетельства духовного очищения.

медитация 2

Дхьяна медитация                                                                                           Основное различие между Дхараной и Дхьяной состоит в том, во время Дхараны человек осознает только сам факт, что его сознание сосредоточено на чем-то одном, а при наступлении Дхьяны практикующий способен осознать лишь себя и объект, который заполнил его внимание. Цель медитации -приобретение чистого сознания, освобождённого от внешних и внутренних раздражителей. В таком состоянии достигается просветление. Патанджали в книге "Йога Сутра" описывает практику медитации, как метод совершенствования души через выполнение последовательности упражнений: концентрация, медитация и озарение. Медитация — это процесс, позволяющий найти самого себя через практику ума, обретение состояния душевного покоя и чистого сознания, возможность постичь смысл бытия. Многочисленные исследования доказали, что медитация способна продлить жизнь. У практикующего увеличивается активность нервной системы и прекращается утончение коры головного мозга. При регулярной практике наблюдаются положительные сдвиги в работе сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, меняется даже состав крови, снижается риск возникновения инфарктов и образования злокачественных опухолей. Медитировать лучше всего в уединённом тихом месте в "Час Бога" -промежуток с четырех до шести часов утра, на голодный желудок, и приняв совершенную позу (просто положение сидя со скрещенными ног) или позу лотоса. Не лежа, что бы не впасть в полусознательное состояние. Расслабить сознание и сфокусироваться на точке, расположенной между бровей. Особое внимание уделить дыханию — на нем не нужно концентрироваться, достаточно только наблюдать за ним. Если в сознание будут прорываться посторонние мысли, то избавляться от них не нужно и внимание обращать не следует, лишь фиксировать их наличие. Максимально войти в самого себя и оставаться в таком состоянии до той поры, пока разум не достигнет глубокого погружения. Результат- ощущение Божественного присутствия, радость и гармония

Самадхи состояние сознания, наступающее в результате глубокой медитации, когда человек сливается с объектом медитации.

 

 

 

 

 

Йога.Значение и История